iluki.ru

Шок и трепет по-русски: ваши переписка и разговоры больше не будут тайной, но хватит ли в мире жестких дисков, чтобы все это хранить для спецслужб?

Новая законодательная инициатива депутата Госдумы Ирины Яровой и сенатора Николая Озерова уже внесена на рассмотрение. Ими предложен пакет «антитеррористических» поправок в законодательство, в котором, в числе прочего, идет речь о шокировавших специалистов возможных изменениях в Законы «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Если коротко, операторов связи, в частности, предлагается обязать в течение трех (!!!) лет хранить на территории России информацию «о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации и текстовых сообщений, включая их содержание, а также изображения, звук или иные сообщения пользователей услуг связи». Обратите внимание – их содержание, а также изображения и звук! То есть если законопроект будет принят, все передаваемые гражданами России сообщения – звонки, SMS, сообщения в социальных сетях – будут храниться в течение трех лет. Соответствующая информация должна будет предоставляться операторами правоохранительным органам.

В первую очередь, гражданам стоит задуматься о тех рисках, которые уже озвучили работающие в сфере связи специалисты и интернет-провайдеры: хранение операторами связи и интернет-компаниями переговоров абонентов будет не только прямым нарушением тайны связи, гарантированной Конституцией РФ, но и приведет к созданию черного рынка баз данных со всей этой информацией. Всплывающие сейчас интимные фото и распечатки переговоров покажутся цветочками, ведь пока это скорее единичные случаи. Но вспомните, как легко сейчас приобрести базу данных ГИБДД и подумайте о том, что так же нетрудно будет прикупить переписку во ВКонтакте.

Впрочем, чем больше начинаешь в это вникать, тем больше «веселых» нюансов приходит на ум. Например, стало понятно, что эта инициатива неизбежно повлияет на деятельность всех российских компаний, оказывающих услуги в сфере связи, сотовых операторов, и интернет-провайдеров, как крупных, так и небольших.

Оценить масштаб проблемы, не будучи специалистом в какой-либо сфере, сложно (вот бы депутаты были столь же самокритичны). А значит, «мы идем к вам». Новую законодательную инициативу мы попросили прокомментировать Александра Солодовникова, руководителя группы компаний «Март», одного из ведущих интернет-провайдеров города Великие Луки:

(iLuki.ru) Добрый день, Александр Владимирович.

(А.В.) Добрый день.

(ILuki.ru) Давно мы у вас ничего не спрашивали. И вот сейчас созрел вопрос, который нас обеспокоил. Связан он с новым законопроектом, внесенным в Государственную Думу депутатом Яровой и сенатором Озеровым.

(А.В.) Ага, догадываюсь в чем вопрос.

(ILuki.ru) Наверное. Но тем не менее. В прессе этот законопроект назвали «драконовским», «противоречащим Конституции РФ» и т.д.

(А.В.) Ну да, там много «интересного».

(ILuki.ru) Но к вам мы с вопросом про последнюю часть этого законопроекта, которая касается связи, и в том числе – Интернета. Как вы оцените предложения депутата и сенатора?

(А.В.) Честно?

(ILuki.ru) Желательно.

(А.В.) В целом, как глупость. Но мне, конечно, трудно оценивать, как это скажется на рынке экспедиторских и прочих услуг. А вот о неких ограничениях на выезд…. Я в этом уже жил лет тридцать назад. Больше не хочется. Ну и, конечно, та часть, что касается рынка телекоммуникаций, другим словом, как катастрофа, не описывается. Нет, вру, есть другие слова, но их в прессе нельзя использовать.

(ILuki.ru) Как-то очень пессимистично. В чем суть?

(А.В.) Попробую пояснить. Законопроект предполагает, что все операторы связи должны хранить весь трафик своих клиентов в течение трех лет. Для примера могу сказать, что трехлетний трафик наших абонентов может составить около 30 Петабайт. А для его надежного хранения нам потребуется около 7 тысяч жестких дисков емкостью 8 Терабайт каждый.

(ILuki.ru) Много!

(А.В.) Не то слово! Сложите их стопочкой… Высота диска около 26 мм. Умножим на 7000, получим 182 метра. Это высота дома около шестидесяти этажей. Неслабо, да? Если оценивать в деньгах, мы должны потратить на организацию такого хранения больше 2-х миллионов долларов. И это только один небольшой оператор связи.

(ILuki.ru) А есть оценки по всем российским операторам вместе?

(А.В.) Есть. Они сильно варьируются, так как много неизвестных. Но в любом случае, это от 70 до 300 миллиардов долларов. Конечная стоимость будет зависеть от того, как эту задачу решать. Ну и еще оценка. Потребность в жестких дисках для хранения, в случае принятия такого закона, может составить весь объем мирового производства на четыре года. Значит что?

(ILuki.ru) Что?

(А.В.) Значит дефицит дисков.

(ILuki.ru) Т.е. цена на них вырастет?

(А.В.) Несомненно, а значит вырастут и затраты. И это не все.

(ILuki.ru) А что еще?

(А.В.) Весь этот «зоопарк» надо разработать, это же непростая техническая задача. Потом это надо поддерживать, срок службы диска равен примерно трем годам, потом менять нужно. Ну и для всего этого нужно электричество. По нашей компании рост потребления электроэнергии составит 100 КВт.

(ILuki.ru) И как это скажется на конечном потребителе услуг?

(А.В.) Цена вырастет обязательно.

(ILuki.ru) Сильно?

(А.В.) Трудно сказать. Мы пока можем только прикинуть. Но если примут это все, то раза в четыре плюс/минус.

(ILuki.ru) Ой!

(А.В.) Ну да, ой. До сих пор рынок связи был одним из немногих, где цены не росли, а наоборот падали. Кто-то решил, что пора это менять. Т.е. нужно еще отжать денег у граждан.

(ILuki.ru) Ну почему у граждан? У операторов же!

(А.В.) А откуда у операторов деньги? Из тумбочки?

(ILuki.ru) От клиентов конечно. Но что, у операторов резерва нет?

(А.В.) Тут нужен резерв больше годового оборота раза в два-три. 70 миллиардов долларов, по минимальной оценке, для одной отрасли! А весь бюджет РФ запланирован на уровне 250 миллиардов долларов (16,08 триллиона рублей). А если по максимуму считать, то и сильно больше бюджета страны получится. Как, если с этой точки зрения посмотреть?

(ILuki.ru) Ну не может быть все так плохо. Депутат, сенатор, у них же куча советников.

(А.В.) Возможно и куча, а результат налицо. Единственное что можно предположить, что это нас так пугают. Потом предложат слегка облегчить условия, а может и не слегка. Но это в любом случае будет ухудшение ситуации по сравнению с существующей. И вот что еще смешно: весь этот массив информации практически невозможно обработать. Ну нет ни у кого суперкомпьютеров такой мощности в достаточном количестве. Да и площадей в центрах обработки данных для такой кучи систем хранения мы в России не найдем. Их просто нет, не построили еще. Если строить их сейчас, то это удорожит мероприятие не в разы, а на порядки. То есть проект нежизнеспособен по сути. Поэтому и говорю, что вносить такой, с позволения сказать, законопроект – непрофессионально, как минимум. И неплохо бы пообщаться с теми, кто в предмете ориентируется, предварительно.

(ILuki.ru) И что же делать?

(А.В.) Думать, принимать решения каждому самостоятельно. Вот выборы в этом году.

(ILuki.ru) А что вы будете делать как оператор?

(А.В.) Мы будем надеяться, что это наваждение. А если нет – принимать решения по мере поступления проблем. Пока не понимаю какие… Поживем, увидим.

(ILuki.ru) Ну надежда-то есть?

(А.В.) Ну да, она умирает последней. С прецедентами хуже. Закон об агрегаторах, скорее всего, примут. Плакали тогда Яндекс-новости, например. И список длинный. Всё кивают на Китай. Но в Китае самодостаточный рынок, там около 600 миллионов пользователей Сети. Они могут расти только на своих. А мы? Раз в десять меньше. Вот вам и инвестиционный климат с высокими технологиями в придачу.

(ILuki.ru) Спасибо за разговор. Не очень весело получилось.

(А.В.) Ну да, как есть. Уж извините.

P.S. В различных изданиях понемногу активизируется обсуждение этой темы. И появляющиеся оценки действительно вызывают «шок и трепет».

Ну например, РБК озвучил такую цифру: общий объем хранения требуемых (если законодательные поправки будут приняты) данных – 1,7 млрд Терабайт данных.

Или: «МегаФону» соблюдение предлагаемых норм обойдется более чем в 1,4 трлн рублей (около $20,8 млрд).

Или вот еще: средний объем межоператорского трафика в России оценивается в 150 Тбит/с. Посчитаем. России потребуется дисковое пространство объемом 1,7 млрд ТБ. Объем всего мирового рынка производства жестких дисков составляет 200 млн штук при средней емкости одного винчестера – 2 ТБ. То есть совокупная емкость произведенных за год в мире жестких дисков – 400 млн ТБ. А потребуется 1,7 млрд ТБ, что в четыре с лишним раза больше, чем 400 млн ТБ (Вы правильно прочитали – в 4!). Выходит, что мировой бизнес не в состоянии обеспечить фантазии российских законодателей. Кстати, а что в этом случае будем делать с экономическими санкциями? Вы знаете крупных российских производителей винчестеров?

Эксперты уже подсчитали, что принятие поправок потребует от российских операторов связи и интернет-компаний потратить на одну только закупку жестких дисков $70-80 млрд. Но это – при нынешнем раскладе на рынке. А если спрос на эти диски в один момент нажатия кнопки «За» взлетит в несколько раз, то как по-вашему, на сколько так же моментально взлетит цена на винчестеры? И еще ремарка: эти затраты придется делать ВСЕГДА. Диски-то менять надо, хотя бы раз в три года.

Вот интересно, а в курсе ли производители жестких дисков, какое серьезное лобби у них в российской Госдуме?

фото

iluki.ru
21.04.2016/ Мир

ДРУГИЕ НОВОСТИ


16+

LiveInternet Top.Mail.Ru
top