Эксперты Института образования НИУ ВШЭ с помощью изучения постов в социальных сетях показали, как соотносятся интересы и успеваемость подростков. Отличники выбирают одни сообщества, троечники – другие, выяснили Катерина Поливанова и Иван Смирнов в статье «Что в профиле тебе моем: данные «ВКонтакте» как инструмент изучения интересов современных подростков».
Изучив данные 674 московских учеников 5-10-х классов, исследователи выяснили, что у детей с разной успеваемостью отличается и социально-сетевая активность.
В социальной сети «ВКонтакте» были выделены 883 сообщества, на которые подписаны дети. Ученые анализировали профили, учитывали пол, возраст и оценки их владельцев. Выяснилось, что профили имеют возрастные и гендерные особенности и связаны с достижениями детей в учебе.
«Люди часто думают об Интернете как о некоем едином пространстве без границ, в котором все равны, – комментирует Смирнов. – Исследования показывают, что это не так, что это пространство дифференцировано». Один из «водоразделов» – успеваемость. «Я обнаружил, что во «ВКонтакте» чаще дружат между собой школьники и студенты с одинаковой успеваемостью», – подчеркивает исследователь.
Есть группы троечников и группы отличников.
Интересы – тоже дифференцирующая характеристика. «При этом сегодня большинство подростков называют «ВКонтакте» основным источником информации, а информация в этой социальной сети – это как раз друзья плюс подписки, – говорит Смирнов. – Таким образом, учащиеся с разной академической успеваемостью живут в совершенно разных мирах онлайн».
Можно выделить пять общих особенностей подростковых групп в соцсети: в них почти нет школьной тематики. Школа, учеба не входят в сферу интересов детей. Исключение – экзамены (ОГЭ, ЕГЭ). Но на такие сообщества подписаны только сильные ученики.
Большинству подростков в соцсети интересны истории с острым сюжетом (в том числе о романтических отношениях, сексе) и истории с неожиданным финалом.
В фокусе внимания также нетривиальные идеи: изобретения, лайфхаки, юмор.
Девочки уже с шестого класса интересуются сообществом «Давно не дети» – о сексе (с весьма откровенными рассуждениями и грубой лексикой). Мальчиков-ровесников на эту группу подписано меньше. Похожее сообщество – «Мужской юмор Fun Time» – привлекает мальчиков позже, в восьмом классе. Обычно это не лучшие ученики.
Посты сделаны примерно в одном стиле. Короткие текстовые записи служат комментариями к фотографиям или видео, а собственно тексты единичны. В постах нередка ненормативная лексика. Многие записи (пожалуй, кроме сугубо романтических) юмористического характера.
Набор интересов различается как между мальчиками и девочками, так и между учениками с разной успеваемостью. Изучив набор подписок ребенка и не зная его данных (возраст, пол, образовательные результаты), можно определить все эти параметры.
Исследователи опробовали предсказательную силу своей модели на другом наборе данных (290,2 тысячи пользователей «ВКонтакте» из Санкт-Петербурга). Полученная через профили информация затем сопоставлялась с реальной (пол, возраст, средний балл ЕГЭ выпускников школы за последние пять лет). Предсказательная сила модели оказалась высокой.
Пол пользователя определяется с точностью 97%.
Хорошо определяется принадлежность к возрастной группе (диапазон точности – от 70 до 98%).
Образовательные результаты школы, в которой учится ребенок, предсказываются с точностью 83%.
Анализ профилей детей показал, что «развитие интересов школьников происходит по разным траекториям в зависимости от успеваемости», подчеркивают авторы статьи.
Более подробно об исследовании и полный текст можно найти по ссылке:
https://ioe.hse.ru/news/
iLuki.ru по информации Института образования НИУ ВШЭ
16+
Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц старше 16 лет. © Информационно-деловой портал iluki.ru Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-45157 от 20 мая 2011 г. Учредитель - ООО "МТК". Проект группы компаний “МАРТ”. Главный редактор Васильев С.В. Тел/Факс редакции: 8(81153)45-004; E-mail редакции: red@iluki.ru, по рекламе reklama@iluki.ru. При полном или частичном использовании материалов ссылка (при публикации в сети Internet - гиперссылка) на iluki.ru обязательна!
© 2024 iluki.ru. Все права защищены.